Парсер

“Поколение Z“: как молодежь меняет рынок труда

“Поколение Z“: как молодежь меняет рынок труда

Каждый год казахстанский рынок труда пополняется новыми специалистами, так называемыми представителями «поколения Z», – это молодежь, родившаяся в период с 1997 по 2012 год. Молодые, амбициозные, креативные, выросшие в век Интернета и практически неограниченных возможностей, они готовы работать наравне с более старшим поколением, однако сталкиваются с массой стереотипов и ярлыков, которые на них навешали не совсем заслуженно: «у зумеров слишком высокие запросы», «они хотят всего и сразу и не готовы подниматься с низов», «их требования по зарплате не соответствуют их квалификации» и так далее.

Каждый год казахстанский рынок труда пополняется новыми специалистами, так называемыми представителями «поколения Z», – это молодежь, родившаяся в период с 1997 по 2012 год. Молодые, амбициозные, креативные, выросшие в век Интернета и практически неограниченных возможностей, они готовы работать наравне с более старшим поколением, однако сталкиваются с массой стереотипов и ярлыков, которые на них навешали не совсем заслуженно: «у зумеров слишком высокие запросы», «они хотят всего и сразу и не готовы подниматься с низов», «их требования по зарплате не соответствуют их квалификации» и так далее.

Мария Дудина, PR-директор международного кадрового агентства, рассказала корреспондентам Tengri Life, соответствуют ли стереотипы о молодых кадрах действительности, как зуммеры влияют на рынок труда и что делать работодателям, чтобы привлечь и удержать сотрудников нового поколения.

По словам специалиста, изменения на рынке труда, связанные со сменой поколений, выходящих в активную фазу экономической жизни, действительно есть.

«Смешно, но часто зумеры узнают, что они «зумеры» именно из СМИ и пытаются вести себя соответственно в рамках того стереотипного набора качеств, которым их наделяют. И тут нужно сделать очень важную оговорку: мы порой забываем, что зумеры не приехали к нам с другой планеты. Они выросли, сформировались в мире, созданном и нами. И они отрицают те негативные стороны работодателей, с которыми на их глазах сталкивались их родители. Если смотреть на вещи объективно – токсичный коллектив, регулярные переработки, непрозрачная оплата труда, в нежелании терпеть которые часто обвиняют зумеров, – это, в общем-то, не очень нормально. То, что зумеры не готовы к ним, не следствие их изнеженности или тонкокожести, а стремление к справедливым, партнерским отношениям с работодателем и нежелание обживаться в «змеином гнезде», – считает Мария Дудина.

Эксперт отметила, что уровень адекватности требований у каждого свой, и иногда приходится наблюдать откровенно смешные запросы и завышенную оценку своей стоимости, которые, впрочем, регулирует сам рынок труда.

«Ошибкой со стороны работодателя было бы сказать: «Все плохо, и этот мир неправильный». Но мир таков, каков он есть, и требования к адаптации предъявляются к обеим сторонам. Зумерам предстоит адаптироваться к рынку труда, а нанимателям – открыться и стать ближе к зумерам, иначе есть риск остаться без «свежей крови», работников с новыми идеями и новым видением мира, который, в скором времени, станет именно «миром зумеров», – говорит специалист.

Сейчас, уверена эксперт, перед профессиональным сообществом стоит очень интересная и сложная задача – помочь двум сторонам найти друг друга и общий язык.

«Если нужен яркий пример, посмотрите на то, как одевается и ведет себя, например, изрядная часть японской молодежи: совершенно фантастическая мода, перекрашенные в феерические цвета волосы, невероятная музыка, свой жаргон, кажется, что это ребята с другой планеты. Но чаще рано, чем поздно из них получаются вполне привычного облика сотрудники, менеджеры и рабочие. С другой стороны, меняются даже самые консервативные работодатели: сейчас в японских компаниях уже не встретишь той корпоративной самурайщины, как еще лет двадцать тому назад. Если меняется даже такой традиционный и жесткий рынок труда, то наша задача заметно проще. Процесс взаимен и, как и в любом взаимном процессе, важен баланс. Если специалисты активнее идут к тому работодателю, который предложит им автомат для сахарной ваты, стол для пинг-понга и возможность регулировать свой график работы, значит, он лучше чувствует тренды, а задачей его HR-службы будет найти и удержать в компании действительно талантливых и ценных людей с пинг-понгом или без. Менее способные отсеются сами».

Однако, отмечает Дудина, как и во всем, работодателям не надо идти на поводу у тренда и превращать бизнес в игровую комнату для молодежи, в конце концов, все построено по принципу «ты мне – я тебе».

«Взрослый» мир и сами по себе отношения в коллективе на работе неплохо «обтачивают» людей, убирая все острые выступы. Если вы хотите работать с людьми, вы научитесь понимать границы друг друга и делать так, чтобы ваша оригинальность не мешала оригинальности других».

Эксперт обращает внимание на то, что с каждым годом на рынке труда остается все меньше специалистов 40+ и рано или поздно работодателям неизбежно придется искать подход и адаптироваться под стандарты сотрудников нового поколения.

«У каждого поколения есть свои сильные и слабые стороны. Например, более старшему поколению следует поучиться у зумеров амбициозности, особенно, если она здоровая, и отстаиванию личных границ. Этого им часто не хватает. С другой стороны, зумерам тоже есть чему поучиться у коллег 40+. Как минимум, они превосходят их по опыту на 15-20 лет и, чаще всего, у них гораздо лучше наработаны softskills. Если работодатель сможет организовать коллектив так, чтобы сильные стороны поколений дополняли друг друга, они станут мощной и эффективной командой, чего очень часто не хватает даже успешному бизнесу», — заключила Мария Дудина.

Комментарии к записи “Поколение Z“: как молодежь меняет рынок труда отключены