Андрей Белоусов рассказал о роли и развитии коридора Север — Юг
Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов выступил на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты» ХV Веронского Евразийского экономического форума в Баку (Азербайджан), участники которой обсудили развитие инфраструктуры и сервиса транспортных коридоров в Каспийском регионе. Об этом сообщает пресс-служба Правительства России.
Андрей Белоусов подчеркнул, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север — Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа — Кавказ — Азия), маршруты Персидский залив — Черное море и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров.
«Для современной России ключевую роль приобретает маршрут «Север — Юг». В связи со смещением центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут «Север — Юг» с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина Правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная «дорожная карта» по развитию коридора «Север — Юг»», — отметил Андрей Белоусов.
Так, к 2030 году ожидается рост объема российских грузов по этому коридору почти в два раза — с 17 млн до 32 млн тонн. При этом провозная мощность западной части маршрута к 2030 году должна увеличиться с текущих 9 млн до не менее 15 млн тонн грузов в соответствии с Бакинской декларацией от 9 сентября 2022 года. По словам первого зампредседателя правительства, за девять месяцев 2022 года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном ж/д транспортом составили более 5,4 млн тонн, что на 57 % выше уровня аналогичного периода 2021 года, автомобильные перевозки за шесть месяцев этого года составили 1,5 млн тонн, что в три раза выше уровня аналогичного периода прошлого года.
Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север — Юг». В частности, предлагается развитие ж/д инфраструктуры, синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через госграницу — в этом году пропускная способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе увеличена до 1 тыс. авто в сутки, к концу 2023 года планируется увеличить до 1,7 тыс. машин в сутки, к 2026 году — до 3 тыс. транспортных средств в сутки.
Кроме того, предлагается комплекс мер по минимизации барьеров и обеспечению бесшовности перевозок — решение вопросов доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики, решения по упрощению таможенных процедур, отработка механизма платежей и взаиморасчетов, страхования, цифровизации и перехода на электронный документооборот.
«В-четвёртых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трёх стран — Россия — Азербайджан — Иран — на всём западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг», — отметил Андрей Белоусов.
В качестве примера такого совместного оператора приведена «ОТЛК», созданная РЖД совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии.
«Мир на наших глазах входит в новую эпоху. Кто-то говорит о конце глобализации, но правильнее говорить о новом этапе становления многополярного мира. И в этих новых условиях регион Каспийского моря и Закавказья имеет все шансы стать центром экономического роста и процветания. Уверен, что именно устойчивые транспортные, экономические и гуманитарные связи станут основой для этого процветания», — подытожил Андрей Белоусов.
Ранее сообщалось, что до конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север — Юг». Работы проведут в том числе в морских и ж/д пунктах пропуска. Среди автомобильных — Верхний Ларс, Ново-Филя, Яраг-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербент.